Автор - Владко (опубликовано: 27 февраля 2021 года)
Уже несколько лет я отдыхаю в Крыму, недалеко от Феодосии, в поселке Орджоникидзе, или «Орджо», как его называют курортники и местные жители. Расскажу коротко об истории поселка:
Поселок окружен горами: с севера Биюк-Янышар (в переводе с тюркского – «лагерь янычар», высота 238 м), с запада – Киик-Атлама («прыжок козы», или «непрыгнувшая дикая коза», 174 м над уровнем моря), которая с южной своей стороны заканчивается скалой-островом Иван-Баба («отец Иван») по одной из версий названа так по имени погибшего во время шторма рыбака. На средневековых картах это место обозначено как мыс св.Иоанна. Это место издавна было опасным для мореходов. В 90-х годах XIX века здесь затонул в туманную погоду пассажирский пароход Русского общества пароходов и торговли «Константин». На вершине Иван-Баба сохранились остатки часовни на могилах погибших рыбаков. С восточной стороны возвышается гора Джан Гутаран («спасение души»). Рельеф местности образует две бухты: справа от Киик-Атлама – Коктебельская или Провато, слева – Двуякорная. Последняя названа так потому, что в прошлом парусные суда из-за ветра могли стоять здесь только на двух якорях. Слева от Двуякорной бухты начинается горный хребет с горой Тепе-Оба («холм предков», или «холм святых отцов»). Следующий, шестой по счету от поселка в сторону Коктебеля мыс имеет тюркское название «Топрак-кая» («глинистая гора»), «Краб-камень» или «Хамелеон», потому, что на протяжении дня в зависимости от расположения солнца меняет цвет. От него в сторону Кара-Дага тянутся подводные каменные гряды с выступающими в море вершинами. В горах, окружающих поселок имеются глинистые отложения юрского периода, остатки древесного угля, встречаются вулканические «бомбы», гипс, трасс, ил. Зимой и весной дуют холодные северные и северо-восточные ветры. В год осадков выпадает около 350 мм. В глубокой древности Киик-Атлама и прилегающая территория представляли собой дикое место. Только узкая тропа вела в сторону мыса Иван-Баба, где у подножья горы находились землянки рыбаков. Первые поселения на мысе Киик-Атлама появились в период неолита. Стоянка древнего человека находилась на территории нынешней поселковой бани. На обрыве у моря там имеется культурный слой каменного века толщиной 1 м 30 см и длиной по горизонту 26 м 60 см. Учащимися поселковой школы в этом слое было найдено много остатков жизнедеятельности человека: кости животных и рыб, рога оленя, кремневые ножи, наконечники стрел, обожженная глина, уголь от костров. Вторая стоянка древних людей находилась среди камней на мысе «Первом». Около 180 года до н.э. крепость подверглась нападению неприятеля, была подожжена и разрушена. На этом месте позже был построен поселок, который также погиб от пожара во второй половине II века до н.э. Ученые предполагают, что здесь жили семьи наемников-фракийцев, охранявших границы Боспорского царства. По свидетельству древнегреческих и древнеримских историков во второй половине IV века до нашей эры местности от мыса Форос до Феодосии населяли скифы. Феодосийский залив ранее был границей между землями боспорян и тавров. В лоциях древнеримских географов I-II веков нашей эры Коктебельская бухта называется «гаванью скифотавров». Скифами и таврами греки и римляне называли крымские народы, подлинное самоназвание которых неизвестно. Первая появившаяся здесь этническая группа татар относилась к тотему «кабарга». Вторая этническая группа «кёк тебель» появилась здесь в первой четверти XIV столетия, а третья этническая группа – «отуз» - в XV веке. Эти родоплеменные группы татар относились к Крымскому улусу Золотой Орды и подчинялись ее правителям. Во времена средневековья в районе мыса Киик-Атлама в Двуякорной бухте находилось поселение Провато (в перводе с итальянского – «испытанный, проверенный»). По другой версии Провато – название греческого происхождения и означает «овечье место» или «овечье пастбище» т.к. прилегающая местность использовалась для выпаса скота. Это слово переводят также как «выступ» или «мыс». Позже эта территория стала именоваться Провато, по названию находившегося тут венецианского порта. На итальянских средневековых картах эта местность также носит название Поссидима или Поффидима (это название индоевропейского происхождения и означает «селение» или «поселение» у «седловины»). Правители Золотой Орды предоставили Провато венецианцам для обустройства торговой фактории. Так, в одной из хроник сообщается, что 21 июля 1356 года венецианское торговое судно достигло Провато и стояло здесь на якоре более недели, пока велась торговля. В 1357 году два венецианских судна подходили к поселку – первый 29 июля, второй – 13 ноября, но команды высадится не могли, так как берег был захвачен генуэзцами. У мыса Киик-Атлама имелся небольшой порт с пристанью и маленькая бухта Праватка – удобное место для разгрузки товаров. Генуэзцы не могли допустить появления торговой фактории конкурентов в непосредственной близости от своего главного порта Каффы (Феодосии) и постепенно захватили все побережье от Каффы до Чембало (Балаклавы). В 1382 году венецианцы сделали последнюю попытку зайти в Провато. 14 августа венецианское судно стало на якорь у Провато и стояло более недели. В это время венецианские корабли неоднократно стояли для пополнения запасов воды и продовольствия в Коктебельской и Двуякорной бухте. Венецианцы экономили деньги, не желая платить налоги и пошлины за вход в Каффу. Археологические раскопки подтвердили наличие армянского монастыря на склоне горы Биюк Янышар, развалины которого существовали еще в 20-х годах прошлого столетия, но во время землетрясения 1927 года он был окончательно разрушен. Ученый географ Бобков И.И. в 1928 году видел здесь остатки фундамента, водопровода, стен, выложенные камнем дорожки, сохранившиеся камни-хачкары и древнеармянские надписи 1405 года. Судя по содержанию текстов, монастырь был построен в XIV веке. По своей архитектуре он напоминал монастырь Сурб-Хоч. Здесь же существовал обильный источник, который сейчас почти совсем иссяк. На карте одного из исследователей Крыма Кеппена (1836 г.), это место также называлось «Тэкие». Наличие здесь монастыря объясняет и название восточного отрога Биюк-Янышара – Джан Гутаран или Джан-Кутара («спасение души»). В годы войны остатки строений полностью исчезли. В 1988 году археологическая экспедиция Института археологии Академии наук Украины под руководством Е.А.Айбабиной произвела раскопки монастыря. Были обнаружены трехметровая стена, свод храма, фрагменты перекрытия, бытовые предметы. Раскопки на этом месте продолжались и позднее. К сожалению, сейчас никаких следов монастыря уже не сохранилось. В сторону крепости вели Кайгадорские ворота средневековой Кафы, которые находились там, где сейчас расположен Фонтан Айвазовского (в парке на ул.Горького). В XIV веке крепость была разрушена. Возможно селение Кайдагор на месте разрушенной крепости существовало и позднее. В списках выселенных Екатериной II в XVIII веке христианских сёл упоминается Катагор или Кайдагор. По преданию, именно в бухте Провато был высажен турецкий десант в 1475 году. После завоевания генуэзских колоний турками эта территория стала частью личного домена турецкого султана и сюда были переселены из Турции колонисты из виласта Конья Центральной Анатолии из этнической общности караманлисов. Из них формировались войска в помощь турецкой администрации Кефе (Феодосии) для отражения казацких набегов и сдерживания кыпчаков-татар, стремившихся расселиться на побережье. Турецкое владычество закончилось здесь после победы России в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. До революции 1917 года эта земля относилась к Феодосийскому уезду Таврической губернии и принадлежала Тарнавской П.Н., а затем была продана Неллису К.К. Здесь был поселок рыбаков, носивший название «Провальное», затем «Двуякорное». Первоначально станцию предполагалось построить в Феодосийском заливе, но Городская дума Феодосии 30.11.1911 года единогласно отвергла ходатайство об этом, мотивируя сохранением курортного района и рыбных промыслов. Бубнов, являвшийся пайщиком компании, предложил для строительства свой участок в Двуякорной бухте. Позже на базе минной станции был построен минно-торпедный завод «Русский Уайтхед», который занимался изготовлением торпед «Уайтхеда» для русского флота. Впоследствии предприятие стало самостоятельным заводом «Гидроприбор», где испытывались первые электроторпеды, торпеды с турбинными двигателями. На торжественную закладку приехал морской министр Российской империи генерал-адъютант и адмирал И.К.Григорович. Рядом с заводом построили рабочий поселок со школой и библиотекой-читальней, больницу, провели водопровод и электричество, телеграф и телефон. Воду для нужд завода и рабочих возили тогда баржой из Феодосии. К концу 1913 года на средства владельцев завода было построено шоссе от поселка до Феодосии, которое передали в собственность города. 5.03.1915 года германский крейсер «Бреслау» вошел в Двуякорную бухту и обстрелял минный завод, выпустив по нему 100 фугасных снарядов и разрушив часть построек. 14.08.1915 года завод обстреляла и потопила в этом районе 4 шхуны подводная лодка германской постройки UB-8. С осени 1917 года завод прекратил работу и рабочие занимались охраной имущества. Здесь собирали и испытвали несколько типов торпед. В специальном «отстрелочном» павильоне, который был вынесен на 200 м от берега в сторону открытого моря, производили пуски торпед без боевого заряда. Торпеды в воде находят до сих пор. Последний раз торпеда, образца 1912 года была обнаружена аквалангистом в Двуякорной бухте в 50 метрах от берега в июне 2010 года. В 1930 году здесь открылась школа и сад-ясли. В 1937 году была построена дорога от завода до поворота на поселок Коктебель. В этом же году по ходатайству жителей поселок назван в честь Серго Орджоникидзе – министра тяжелой промышленности СССР. В 1939 году военным представителем на завод был назначен Бондаренко Михаил Григорьевич, который позже, во время войны служил капитан-лейтенантом Черноморского Флота и погиб в 1943 году. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1982 году одну из улиц поселка назвали его именем. Под его руководством были построены бараки в которых жили семьи рабочих. Когда фашистская Германия напала на СССР, завод был эвакуирован в г.Каспийск. 310 рабочих завода вступили в истребительный батальон, затем партизанили на территории Крыма и большинство из них погибло в бою у с.Лесное. Оставшиеся в живых затем служили в Советской Армии. 3 ноября 1941 года поселок был оккупирован фашистскими захватчиками. Гитлеровцы использовали бухту как перевалочную базу для доставки по морю вооружения и снаряжения. 29.12.1941 года у Феодосии был высажен советский десант, но продержаться ему удалось недолго. 12 января 1942 года немцы провели в районе поселка карательную операцию. Всех жителей выгнали из их домов и они разошлись по ближайшим деревням. В балке у поселка (в районе, где сейчас находится остановка маршрутного автобуса) каратели расстреливали моряков-десантников. Возле завода была оборудована база немецких торпедных катеров, которую прикрывали зенитные батареи. Так, 11.03.1944 года в течение дня было осуществлено два налета на базу самолетами 11-й штурмовой авиабригады ВВС ВМФ. В налетах участвовало 25 бомбардировщиков под прикрытием 6 истребителей. В результате был потоплен 1 торпедный катер, повреждено 4 катера и 1 баржа, уничтожены две батареи зенитной артиллерии. На территории завода начались пожары. В небе произошло 5 воздушных боев и было сбито 3 немецких самолета «Messerschmitt Bf-109». В налетах участвовали летчики различных частей авиабригады, в том числе 6 штурмовиков «Ил-2» 47-го штурмового Феодосийского Краснознаменного ордена Ушакова авиационного полка, ведущим которых был лейтенант Ю.А. Акаев. 13 апреля 1944 года поселок был освобожден Советской Армией. Жители возвратились домой. Началось восстановление разрушенных домов и строительство новых. Строили их военнопленные немцы. Были построены: бараки для школы, клуб, столовая, детский сад и магазин. Во время строительных работ было найдено много останков погибших воинов, которых хоронили на поселковом кладбище. Там перезахоронили 11 человек, имена четырех из которых удалось установить: Дзафаров М., Кучнев И., Буркин С.В. и Черненко Н.Е. В 1960 году заложен парк, закончено оборудование стадиона. Озеленяли поселок сами жители, высаживая в парке кустарник, туи, деревья различных пород, розы. Всего было высажено 12000 деревьев,1000 кустарников и 2200 корней роз и туй на площади 0,8 га. 7 ноября 1961 года закончено строительство Дома культуры, а в 1963 году построен второй детский сад и ясли. В 1968 году полностью ликвидируется жилье на территории завода. В это же время здесь был построен еще один оборонный завод – «Гидроаппарат». Территория поселка была закрытой зоной и снабжалась всем необходимым из Ленингарада. Площадь территории – 605, 12 га. Здесь находились: жилые дома, детский сад, ясли, больница, дом культуры, спорткомплекс, почта и телеграф, магазины, продуктовый и вещевой рынки, библиотека. Работали музыкальная и художественная школы, теннисный корт, детские оздоровительные лагеря «Дельфин», «Морячок» и «Фламинго», базы отдыха «Кара-даг», «Енакиево-Аско», «Донбасс». В средней школе №6 учащиеся и преподаватели создали краеведческий музей. После распада СССР, прекращения производства и закрытия заводов жители начали покидать поселок. К 1999 году здесь проживало уже менее 2000 человек. Из-за обветшания инфраструктур начались перебои с водоснабжением, отключили газоснабжение и перестали зимой отапливать дома. Однако вскоре началось возрождение и новая жизнь поселка уже как курортной зоны. Сюда стали приезжать отдыхающие, привлеченные хорошим песчаным пляжем и прекрасным природным ландшафтом. Началось строительство мини-отелей, гостиничных комплексов, дач. Набережную заполнили кафе и закусочные. В 2000 году был построен православный храм. В 2004 году численность населения поселка составляла уже 3375 человек. Частично возобновилось газоснабжение и теплоснабжение поселка. Поселковый совет начал издавать информационный бюллетень «Орджоникидзевский вестник», была выпущена карта поселка с рекламной информацией и создан сайт в Интернете. В то же время власти Феодосии продали 75% акций ОАО «Бухта Двуякорная» (бывший завод «Гидроприбор») предприятию «Альминский камень». Новые владельцы собирались использовать территорию под стоянку для яхт с соответствующей гостиничной и развлекательной инфраструктурой, т.е., построить здесь туристический комплекс. Завод занимает территорию в 17 га, имеет свой защитный мол, набережную. В бухте Двуякорной был построен комплекс эллингов «Катран», в центре поселка началось строительство большого гостиничного комплекса. В то же время здесь еще можно увидеть дома, построенные в 50-80-х годах прошлого века, памятники Ленину, Кирову, Орджоникидзе. С набережной открывается прекрасный вид на Карадаг и поселок Коктебель. В летний сезон Орджоникидзе переполнен отдыхающими, которые приезжают сюда загорать также из Феодосии. Работают пункты приема заявок по организации экскурсий и предоставлению туристических услуг. Главной проблемой поселка по-прежнему остается водоснабжение. В 1876 году поступил в Морской корпус. В 1879 году в качестве гардемарина принял участие в заграничном плавании на клипере «Забияка», где познакомился со старшим офицером корабля И.К.Григоровичем, в будущем – морским министром Российской империи. В 1880 году Бубнов получил чин мичмана и продолжил службу на «Забияке» на Дальнем Востоке, у берегов Индонезии, в Эгейском, Средиземном и Череном морях. В 1890 году переводится на клипер «Наездник» а затем на броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». По возвращению в Россию, 17.10.1891 года он решает продолжить учебу. Офицеры, по каким-либо причинам не поступившие в академию, имели возможность совершенствовать свои знания в Офицерских классах в соответствии со своей специальностью. Сдав экзамены, он поступил в Минный офицерский класс, окончил основной и дополнительный курсы и получил квалификацию минного офицера 1-го разряда. Некоторое время занимается исследованиями по выработке нового взрывчатого вещества, взамен пороха. В 1894 году поступил в Николаевскую Морскую академию, которую окончил в 1896 году. В 1897 году получил в командование миноносец №119, а в 1898 году был назначен старшим офицером минного крейсера «Посадник». В этом же году и в той же должности служит на эскадренном броненосце «Севастополь». 06.12.1898 года его производят в капитаны 2-го ранга. Затем Бубнов командовал эскадренным миноносцем «Скат», а после 22.03.1902 года – эскадренным миноносцем «Беспощадный». Во время боксёрского восстания «Скат» находился у южных берегов Китая. 14.04.1902 года Михаила Владимировича перевели в состав Сибирского флотского экипажа и он получил в командование минный крейсер «Всадник». В 1903 году Бубнов получил назначение командиром канонерской лодкой «Бобр». Участник Русско-японской войны. 27.01.1904 года «Бобр» под командованием М.В. Бубнова участвовал в ночной сторожевой службе, а с 03.03.1904 года занимал место в проходе на внутренний рейд Порт – Артура, куда устремились японские корабли с целью закупорить выход в море. 9 марта «Бобр» отражал массированную атаку неприятельских миноносцев и брандеров. С 10.03.1904 года М.В. Бубнов командует 2-м отрядом миноносцев, в который тогда входило 12 кораблей. Это назначение связанно с прибытием в Порт –Артур 24 февраля нового командующего флотом вице-адмирала С.О. Макарова, лично хорошо знавшего М. Бубнова. В середине лета 1904 года он был назначен командиром Квантунского флотского экипажа и принял деятельное участие в обороне крепости Порт-Артур. В этот период он снова служит вместе с И.К.Григоровичем, который был главным командиром Артурского порта. После сдачи крепости Бубнов решил разделить участь вверенных ему людей и пошел в плен добровольно, не смотря на то, что японцы разрешили пленным офицерам вернуться в Россию, предварительно дав подписку не принимать дальнейшего участия в войне против Японии. После подписания мирного договора с Японией возвращается в Петербург. Получил в награду золотое оружие с надписью: «За храбрость» и произведен в капитаны 1-го ранга. В 1905 году Михаил Владимирович вступил в брак. Известно, что жена была католического вероисповедания, детей у них не было. Более детальных сведений историки пока не обнаружили. В 1906 году в «Морском сборнике» начинают публиковаться воспоминания М.В.Бубнова, которые не остаются незамеченными в связи со своей правдивостью и осведомленностью автора. В воспоминаниях не только описывались события минувшей войны, но и критиковалась система военного руководства, лишающая офицеров инициативы и самостоятельности. Имя капитана 1-го ранга становится известно широкой публике и на него обращает внимание высшее военно-морское руководство. 22.04.1906 года он принял участие в работе Особого совещания, решавшего вопрос о целесообразности реформы Главного Морского Штаба, а в 1907 году был назначен командиром крупнейшего строящегося линейного корабля «Андрей Первозванный». Из-за многочисленных переработок проекта, достройка затянулась и, к моменту вступления в строй, броненосец морально устарел и достраивался на плаву. Однако уже 27.10.1908 году Бубнов занимает пост исполняющего обязанности начальника отдела заготовлений Главного Управления Кораблестроения и Снабжения Морского министерства. В 1910 году он получил должность начальника отдела. 19.03.1911 года Морским министром стал И.К.Григорович а Бубнов был назначен товарищем (заместителем) министра и становится вторым по значимости лицом в Морском министерстве. В его непосредственное ведение были переданы Главное управление кораблестроения и Главное морское хозяйственное управление. Звание контр-адмирала получил в январе 1913 года. 25.05.1915 года он ушел в отставку, не дослужив полного срока. За период службы он неоднократно награждался орденами и медалями Российской империи: св.Владимира, св.Анны, св. Станислава и другими. О М.В. Бубнове после его отставки известно немногое. В 1916-1917 годах он писал воспоминания, которые сохранились в фондах Российского Государственного Архива Военно-морского Флота (РГАВМФ), но до сих пор не опубликованы. В 1917 году допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства по расследованию деятельности высших должностных лиц царского правительства. Вскоре после этого или в 1918 году Бубнов эмигрировал в Финляндию. Умер в эмиграции, предположительно в 30-х годах XX века. Место и точную дату смерти историки пока не выяснили. Окончил Высшее военно-морское училище и Высшие специальные курсы командного состава ВМФ. С 1933 года служил в ВМФ СССР. Член ВКП(б) с 1939 года. Работал военным представителем на заводе «Гидроприбор» в пос.Орджоникидзе возле Феодосии. С первых месяцев Великой Отечественной войны участвовал в боях в качестве командира 9-го дивизиона катеров-тральщиков охраны водного района главной базы Черноморского флота в звании капитан-лейтенанта. Принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью "За оборону Севастополя". В ночь на 08.11.1943 года во время прорыва к плацдарму у пос.Эльтиген дважды обеспечил проход своего отряда к крымскому берегу после чего его катер «МО-122» бы атакован противником в Керченском проливе, получив попадание, загорелся, но экипаж не покинул горящий катер и вел бой до последней минуты жизни. Похоронен в братской могиле на пл.Ильича в г.Туапсе, Краснодарского Края России. Звание Героя Советского Союза М.Г. Бондаренко присвоено посмертно 22.01.1944 года. Использованные источники: Смирнов В.Д. Крымское ханство, Спб., 1887. Крым. Путеводитель. - Издание Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы, Симферополь: Типография Таврического Губернского Земства, 1914. Факсимильное издание компании «Liberton», ГП «Издательство и типография «Таврида». Якобсон А.Л. Средневековый Крым. М.-Л., 1964. Холостяков Г.Н. Вечный огонь. — М.: Воениздат, 1976. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII–XV веках. М., 1981. Карпов С.П. Маршруты черноморской навигации венецианских галей «линий» в XIV–XV вв.// Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991. Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. — 1992. Шапошников А.К. Коктебель. Исторические названия окрестностей. Изд. 2-е, «Амена», - Симферопль, 1997. Лихотворик Р. Киммерия. Путеводитель по Восточному Крыму, Феодосия, «Экма+», 2003. Авидон Д.А. История поселка Орджоникидзе. Рукопись, 2004 г. Катюшин Е. Феодосия. Кафа. Кефе: Исторический очерк. – Феодосия: «Арт Лайф», 2007. Роман Грицай. Феодосия получит деньги от продажи «Гидроприбора». «Кафа», №132(1591) 12.11.2007 г., с.1, 3 Бобков А.А. Разворот солнца над Аквилоном вручную. Феодосия и феодосийцы в русской смуте год 1918. Феодосия-Симферополь, 2008. Наумов Я.Н. Загадочный Киик-Атлама. Обретение истории. Феодосия, 2009. Большинство старых фотографий предоставлены автору историко-краеведческим клубом «Ретро» пос.Орджоникидзе. |